День 7. Фильм, который я пересматриваю.

— Спартак! Люди делятся на два типа. Одни сидят на трубах,

а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты.

Честно говоря, персматриваю я не часто; больше люблю смотреть что-то новое. Но тем не менее, есть ряд фильмов, которые мне пересматривать необходимо. Это — «generation п» (по книжке Пилевина) — его я пересматриваю в моменты отчаяния, когда хочется положить на всё винтик и деградировать. Он заставляет меня возвращаться в реальность и идти вперёд. Ещё один такой фильм -«Эйфорию» Ивана Вырыпаева - я смотр редко, когда вдохновенная душа просит поэзии в кино. Одно время я пересматривала "бубен-Барабан" Мизгирёва  - очень мрачную чернуху-притчу.

Но в рамках флешмоба я хотела бы рассказать о другом фильме — его я смотрю в момент душевной засухи; когда хочется энергии любви и солнца — это фильм «Игла» с Виктором Цоем. Так как личность этого человека приводит меня, мягко скажем, в трепет, готовьтесь к обилию картинок)

 


Фильм снят в 88м, и он сыграл огромную роль в жизни как Виктора, так и всех людей его времени. Хотя «Асса» была сята раньше, эффект всё равно был произведён потрясающий.

 

Режиссёр Рашид Нугманов вспоминает, как каким-то чудом получил заказ от Казахфильма; никто не надеялся, что ленту про рок и наркоманию разрешат снимать. Он позвонил Цою, и тот приехал на следующий же день в Алма-Ату; именно там происходили съёмки, именно там и разворачивается действие фильма. Жили на квартире у каких-то знакомых; днём снимались, вечером — смеялись по кухням.

Суть фильма заключаетя в том, что Виктор — по фильму, таинственный хулиган Моро — приежает в свой родной город, где пытается помочь своей девушке  - Дине — избавиться от наркотичесой зависимости. Её играет прекрасная Марина Смирнова — очень воздушная женщина) Интересно, что на съёмки её отобрала девушка Виктора — Наталья Разлогова — сказав, что у той «интелигентное лицо». Кстати, вот она)

Конечно, все эти события происходят на фоне отпетых фриков, которые катаются в дризине по рельсам, проложенным по дну Аральского моря, танцуют вокруг героя Баширова — меланхоличного Спартака, этакого Ленина, оказывающегося в конце ленты один на один с вопросом о Цели своей деятельности и человеческой жизни вообще. Пейзажи бесподобны, пейзажи символичны, монатаж разных видов ландшафтов — жестокого урбана, вольных песков, здания больницы — поэтично в высшей степени.

Один из ярких моментов — Цой взберается на корабль (глаза вверх) и, озирая пески, говорит: «А где же капитан?». Давайте вспомним контекст времени, чтобы понять, на сколько символично звучит эта фраза.

Этот фильм был не первым для Виктора, однако впервые рокер предстал перед зрителями в образе главного героя. Предыдущие ленты были блёклыми. Йа-Хха (того же Нугманова, кстати) — чёрно-белая полудокументальная лента о питерской рок-тусовке, претендующая на актуальность и отчасти сюрреалистическую подачу. Конец Каникул — дипломная работа Лысенко — ценен исключительно клипами, запечатлевшими легендарного Цоя с раздвинутыми ногами :D

Фильм «Рок» А. Учителя (он же снял и документальную ленту «Последний Герой», которая появилась на экранах после смерти Цоя), как и уже упомняутая «Асса», показал Виктора эпизодически. Вот тут можно подробно почитать на эту тему.

Что касается «Иглы» — здесь всё, как и в любом другом гениальном фильме, сошлось: своей первобытной энергетикой Моро вписался в мир античного Колизея, который из себя представляет заброшенная арена в одном из парков Алма-Аты, Спартака — работника котельной… Античное любование телом сделало фильм бомбой, взорвавшейся в ещё советском пространстве, где «секса нет, а есть только любовь».

«Игла» — это закат эпохи; «Игла» — это закат Человека-легенды, Звезды по имени Солнце. И в то же время — это переходный фильм для самого Виктора, который, в этот момент разрывался между двумя женщинами. Со слов огромного числа оевидцев из абсолютно разных кругов (а я пересмотрела и перечитала о нём оооочень много), Цой никогда не заводил интриг на стороне. В его жизни было только две женщины: законная жена, которая родила ему сына, Марьяна Цой,

и жена гражданская — Наташа Разлогова.

Отчуждение Виктор переживал крайне болезненно; «Игла» стала тяжёлым переходным этапом, мостом от одной женщины к другой.

Возможно, именно поэтому телефонный разговор Моро и Дины, так и не сумевшей избавиться от зависимости, звучит так:

-Алё?

-Дина, я сейчас приду.

-Але?..

_____________________________________

О любви ли фильм? О наркотической зависимости? О смысле жизни и судьбе Героев? Я не могу дать ни утвердительного, ни отрицательного ответа, потому что да, безусловно, все эти темы тут есть. Но когда в последних сценах я вижу Моро, уходящего по снегу в даль и зажимающего кровоточащую рану от ножа, я понимаю, что фильм всё-таки о чём-то ещё. О чём-то ещё более важном.

Обсудить у себя 4
Комментарии (8)

Спасибо за отличную рецензию. Давно смотрела этот фильм. Но после прочтения статьи так явно всплыли все ощущения, словно только-только после просмотра. Фильм жестокий и милый, сюрреалистичный и обыденный и очень щемящий. Поседние кадры просто пророческие.

Спасибо)) Цоемания — эта болезнь, которая не лечится, и около 4х раз в год очень явно даёт о себе знать. Например, заставляет переслушать дискографию) ЦОЙ ЖИВ!)) ФИльм мегапророческий, согласна))

очень интересно было читать, я, кстати, «Иглу» так и не видела...
спасибо большое за такой обстоятельный рассказ 

Вегда пожауйста)) Еси вдруг появится желание посмотреть, настоятельно советую не перепутать (как я умудрилась в первый раз) «Иглу» (это фильм 88го года, как я уже написала) и «Иглу ремикс» (это переснятая и раскрашенная в 2010м «Игла»). Думается, вторую катину сняли ради чистой коммерции, и лично мне её пересматрвать после «нормальной» «Иглы» было неприятно.

обязательно посмотрю)

Полный респект! Рассказ просто великолепный!

Пасибо))

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: