Эстетика ебеней и магия заброшек.

Когда я думаю о Нижнем Новгороде, то в уме возникает неизбежно монопольная в этой области ассоциация. Я представляю солнечный день, кремль на берегу Волги, улицы, которые расходятся от кремлёвской площади, и, наконец, здания, уходящие глубоко в сухую летнюю землю, — лучезарность их цветов и замысловатых форм. Но, конечно, нелепо сводить окружающее меня пространство к одной, пускай и приятной глазу, картинке.

В Нижнем, как и в каждом крупном городе России, было когда-то советское время усиленного промышленного строительства, 90е, когда величественные Колизеи по переработки нефти останавливали свою работу, и нулевые, обратившие их в прах. И было царское время провинциально-купеческого Нижнего, кармана России, города ярмарки, которая в 19 веке по денежному обороту в день была первой в Европе. Крупнейшие проекты городских построек, оставивших городу стены, воспоминания былой славы и документы в нижегородском архиве, приурочивались к особенным ярмарочным событиям. Как и любой крупный город России, Нижний пестрит отметинами заброшенных зданий на своей карте, посещение которых сегодня — иногда опасно, иногда незаконно, а иногда и то и другое вместе.

Под Колизеем я имела виду башню крекинга на заброшенном заводе нефтепереработки. К сожалению, фотографий сделать не получилось, поэтому вытаскиваю из интернета:


 

Внутри. Крыши уже нет.

И ещё один Колизей.

Этому странному зданию, которое при ближайшем рассмотрении потеряло всякое сходство с Римским гигантом, предшествовали два озера, в которые раньше сливали реагенты. Я взяла кирпич, и плюхнула его в воду: поверхность вспучило пузырьками газов...

Эта неприглядная картина в последние сухие осенние дни навевает какие-то странные мысли. Здесь появляется непреодолимое чувство жалости, почти до слёз, и при этом не ясно, кого ты жалеешь и где берёт начало твоя печаль. Наверное, всему виной эти промышленные пейзажи, усыпанные хрустящими листьями; их художественная целостность в основе — увядание и разлад.

Совсем другие чувства вызывают руины Куйбышевской водокачки на самом берегу Оки. Это огненно-рыжее сооружение в духе той моей первой ассоциации про солнечный город и кирпич, стоит без реставрации уже 30 лет, и несмотря на то, что в нём давно обвалилась крыша и небольшие технические комнаты второго этажа, оно смотрит готическими изгибами какого-то другого мира, чуткого к пластике и чуждого к требованиям производственных хлебов и зрелищ.


Крыша обрушена, она лежит у подножия огромных окон и стен, покрытых многозначительными рисунками. Раньше здесь собирались сатанисты, а сегодня, когда для ритуальных действ тут слишком холодно и замусорено, здесь собираются просто искатели приключений, чтобы пожечь костры. Одна из четырёх комнат водокачки завалена обгоревшими досками. А в маленькую производственную комнату можно попасть, лишь преодолев узкий лаз, потому что дверной проём в этом месте почти полностью засыпало землёй.

В полу самого большого из залов несколько глубоких колодцев, шанс выбраться из которых очень мал. На просторах жж, однако, находятся посты смелых ребят, которые спускались туда с верёвкой. Если приглядываться, то станет ясно, что под полом водокачки находится подвал, зияющий дырами в полу, заваленными по большей части досками обвалившейся крыши. Раньше эти дыры правильной прямоугольной формы были огорожены заборчиками — в далёкое время царской России. Что именно было в дырах, остаётся непонятным; вероятно, какое-то оборудование для функционирования процесса распределения воды, поступившей прямо из реки.


Комната рядом — отстойник. На полу обнаруживаются странные круглые конструкции, больше напоминающие инопланетное присутствие, нежели след исторической вехи. Видимо, эти «фермы» помогали воде очищаться.

Железа на водокачке почти не осталось — всё унесено металлистами. И это ещё сильней затрудняет понимание принципа работы водокачки(разумеется, тем, кто в этом что-нибудь понимает, а не мне ). Зато на стенах — внутри и снаружи, сотни граффити-картинок. Особенно эффектно они выглядят в большом, «готическом» зале, а изображение Самары из «звонка» стало неформальной нижегородской достопримечательностью.


 

Кстати, о рисунках-достопримечательностях. Водокачка стоит не у самой кромки воды, а чуть поодаль; непосредственно на набережной находится её небольшой, но эпичнейший придаток: водонапорная башня. Разрушенная, но получившая вторую жизнь, она вызывает только положительные эмоции. Кстати, большинство этих надписей сделано Нижегородским граффитистом Nikita Nomerz, который по этому поводу немного засветился на американском ТВ.

Куйбышевская водокачка стала прорывом в строительстве всё укрупняющегося Нижегородского водопровода. Компания по его возведению началась за 40 лет до создания водокачки: была устроена водонапорная башня, которая по откосам поднимала воду вверх, к важнейшим городским постройкам — Губернской больнице, Губернскому дворцу и к Фонтану на центральной площади — для общественного пользования. Вода перед подъёмом скапливалась из родников в специальном хранилище. Впоследствии длинна водопроводных труб была расширена. Интересно, что автор этого водопроводного проекта — Андрей Дельвиг, двоюродный брат того самого Дельвига-лицеиста и друга Пушкина.

Когда мощностей одинокой водонапорной башни стало не хватать для возросшей городской жажды, было принято решение возвести водокачку. Проект выиграла английская фирма, которая обязалась доставить оборудование. Однако, водонапорные машины не справились: суровая русская география и крутой склон воспрепятствовали подъёму воды. Тогда русский инженер-самоучка Курбатов сделал, на основе английских, собственные механизмы, которые и применили на Куйбышывке. За два года до прихода Советской власти новый водопровод обслуживал большую часть города (если не принимать во внимание нижнюю, заречную территорию: Канавино и знаменитую Нижегородскую ярмарку. Кстати, последняя вошла в черту города тоже только при советской власти).

Сама водокачка.

Памятником былой важности здания в жизни горожан остался наполовину разрушенная, но всё равно очень высокая труба.


На просторах интернета я нашла социальную сеть  urban3pкоторая посвящена заброшенным зданиям и сооружениям. Видимо, бОльшая часть объектов, «залазы» на которые описывают участники, является незаконной для посещения. Поэтому уровень конспирации на сайте невозможный: чтобы зарегистрироваться, к примеру, нужно выложить своё отчёт о походе к интересному заброшенному месту (то есть подставиться, по логике создателей), и если запись наберёт большое число лайков и один из жителей отправит приглашение, то ты попадаешь в число «избранных». В разделе «идеи», где высказываются пожелания по модернизации сайта, участники призывают раз за разом сделать урбантрип ещё более законспирированным и жёстким в причислении оценок, бонусов и тд. Тут попахивает манией величия и избранности, хочу сказать... 

Но как бы там оно не было, даже не посещая объекты самостоятельно, можно наслаждаться (без преувеличения) рассказами других. Особенно яркие попадаются фотографии: такого точно нигде не увидишь.


Фото водокачки: Пчельникова М., фото завода по нефтепереработке взято отсюда, исторические фото: Карелин, Дмитриев.

Обсудить у себя 23
Комментарии (56)

Блин, мне надо идти делать свои задания, но я не могла не прочитать)) Очень интересно, я безумно люблю заброшки вот за это))) Тут есть рядом с городом один «попсовый санаторий», в котором ленивый только не был, кажется, но я все компанию не найду(

Вот я как раз с целью найти компанию зарегистрировалась на урбантрипе. И уже есть кое-что наклёвывается) Там довольно вроде есть тэг «Новосибирск», так что очень тебе советую для твоей цели))

Ох, здорово, рада за тебя))))

Спасибо, как только — так сразу))

Поехали? :3

Где ты была раньше?) Щас работа, домой в 9 возвращаюсь(

Готовимся к открытию сезона весной? *___*

Как часть программы предлагаю ещё и старый мраморный карьер захватить, если он ещё актуален. Надо будет проверить.

Ооо, я видела фото оттуда, там осенью (ранней листовой) очень даже круто))) но хз, щас там есть ещё что или нет)

Весной да, как снега сойдут, то готова)

Утверждено!

Как жалко, что такая красота и в таком состоянии!  

Интересный пост!

Спасибо)

Завод не особо жалко было, ему, мне кажется, в там состоянии разлада даже лучше.  А вот водокачку действительно жалко (учитывая, что у неё есть официальный хозяин, который даже не задумывается о реставрации).

Очень-очень понравились фотографии. И вот хоть ты тресни, а что-то особенное есть в заброшках. Красота — она их в нормальных зданиях — красота. А тут «своя атмосфера». По правде, я давно пытаюсь для себя определить суть этой привлекательности. Если бы заброшки нравились паре каких-то идиотов, то можно было бы это не учитывать. Но ведь очень многие любят такую «эстетику» (или как это назвать?). И я в том числе… Почему?

Однажды, когда я довольно долго просидела в таком вот нежилом доме вместе с подругой (дом принадлежал когда-то её бабушке, и после её смерти там уже никто не жил), я очень ясно почувствовала, что дом как бы обладал своей душой, характером, мог даже общаться с нами — состояниями (ну или это нас так глючило?))). В общем, когда здания заселены, то этого ничего не чувствуется, потому что в первую очередь чувствуются люди, которые там обитают, работают итд. А когда здание пустует (не считая бомжей/наркоманов), то оно становится как бы «обнажённым», и открывается как бы его собственное «настроение»...

Тьфу, понесло меня))). Нельзя мне на такие темы начинать рассуждать — далеко зайду)).

Короче, остановлюсь на том, что пост очень классный и познавательный).

Спасибо)

Интересные размышления. Да. наверное, голые стены можно прировнять к обнажённой душе дома) Но я эту атмосферу вопринимаю по-другому. Меня штырит именно момент соединения, органичное переходное состояние стены в землю. Гниение брёвен, ржавое железо, большая степень разрушений. Вроде бы неприглядная картинка рисуется. Но в этом есть что-то ужасно жалостливое осенью и радостное летом.

В том же ключе и графити на стенах восприимаются) Тут самая разная политра значений и ощущений: от покорённости и покорности разрушенного здания, до попытки как-то искуственно и поэтому изначально тщетно оставить кирпичную кладку нетронутой природными катаклизмами.

Да) Столько всяких дополнительных смыслов и ощущений проявляется, если присмотреться ко всему этому и прислушаться к себе). В общем, спасибо за поднятую тему!)

з.ы. Не подскажешь, видео в посте работает? А то у меня что-то не получается его включить 0о

всё работает!) это, видимо, у тебя там какая-то проблема.

Боожечки, как я всё это обожаю.

Есть только одна причина, по которой я не зависаю на объектах и не тусуюсь в компаниях триперов и дозорных в режиме 24/7- чувство самосохранения, которое тонко намекает, что если я со своей тушей полезу на объект, то в один «прекрасный» момент имею все шансы получить если не премию Дарвина, то хотя бы номинацию на неё, потому что какое-нибудь перекрытие подо мной не выдержит и рухнет вместе со мной.

А кому не страшно-то?) Мне уже нарасказывали кучу историй о том, как у кого-то лестница обвалилась в 50и метровую пустоту, а кого-то электричка в метро чуть не задавила (оказывается, руйфинг — это не предел безумия; есть ещё любители по московскому метро погулять в час пик). Вот честно, после подобных историй невинное обследование водонапорной башни или полуразрушенной психбольницы — это просто васельки-цветочки)

Дело в другом. Я вешу 120+ килограмм. Смекаешь?

Я думала, ты про страх написала сначало) Мой друг весит около 100, но это его не смущает ни капельки. И с верёвкой спускается в разные сомнительные подземелья, и по зданиям гуляет, и промышленный альпинизм) Так что нет серьёзных причин для опасения.

Видишь, промышленный альпинизм. Не думаю, что его понесёт без страховки в аварийное здание.

Так я же в одном ряду с промышленным альпинизмом написала, что он гуляет по заброшкам. Я недавно задала вопрос одному из жителей урбантрипа, мол, есть ли какой-то способ определять, сколько хотя бы примерно кг выдержит лестница в заброшке, к примеру. Ответ был парадоксальный: «Как повезёт». То есть априори, это занятие опасное, но я не думаю, что ключевую роль играет всё-таки не вес, а удача)

Насчёт удачи, как решающего фактора, не согласна, но в целом солидарна.

О господи! Теперь мне все это будет сниться! Обожаю бродить по таким местам. А мое экстремальное прошлое уже рисует в воображении, как круто будет оттуда прыгать с веревкой! 

ахах Про верёвку — это ирония?))

Я вообще удивлена тем, как много народу на мп симпатизируют всем этим ебеням) Я была уверена, что парочка коментов точно будет, где в пост бросят помидоркой.

Про веревку не ирония: увлекалась в свое время роупджампингом (прыжки с высотных объектов с альпинистским снаряжением — в народе просто прыжки с веревкой) 

Про роуджампинг слышала. Ничего себе… И как вот людям не страшно такими вещами заниматься? Типо роуджампинга или зорбинга?..

Ну, зорбинг я не пробовала — ничего сказать не могу, но, думаю, после роупа мне будет скучно)))

Не знаю, как людям, а мне страшно было иногда — в такие дни я не прыгала. Прыжки для меня были чем-то вроде кнопки перезагрузки: прыгала чаще тогда, когда захолила в эмоциональный тупик. Прыгнула — перезагрузилась — проблемы стали казаться не такими серьезными и решение находилось гораздо проще. Как-то так

Т.е. теперь ты им не занимаешься?) А почему бросила?

Я говорю «страшно», потому что, лично для меня, даже чтобы совершить «Перезагрузочный» прыжок (крайне важный, выходит), нужно просто-таки львиное сердце))) В общем, огромный респект)

ахаха)) Просто «безумству храбрых поем мы песню»))) Бросила почему? Много факторов: от здоровья (противопоказания есть) до переосмысления своих пессимистических состояний)) сейчас просто уже не нужно рисковать жизнью, чтобы перезагрузиться)) 

А ведь здорово! Я очень люблю заброшки!))))

Тоже ходишь?))

ещё как)

Смотрю пост с телефона. Загрузил фото с серой  волосатой теткой во весь экран!  Отложила  кирпичей,  спасибо, аффтар 

Да пожалуйста) Серая тётка — это Самара-то?)

Она, родненькая. Мои  седые волосы на твоей совести 

На самом деле, это в Нижнем мейнстрим. Очень у многих есть фотография с этой прекрасной нимфой в этой позе)) То есть я к тому, что твои седые волосы на совести нижегородских приколистов, а я не при делах вообще 

А почему Самара? И почему водокачка Куйбышевская?

Текст прекрасен! Скучала по твоим постам! Очень рада возвращению )

Потому что очень давно хотелось туда сходить — к Водокачке и к Самаре, там же нарисованной)

Спасибо)))

А почему они называются так?

Не поняла вопроса) Кто именно?

А, всё, поняла) Самара из звонка не имеет никакого отношения к Самаре-городку) Просто фантазия сценаристов «Звонка», видимо; откуда им знать, что в Росии могут возникнуть совсем не мистические асоциации?))

А почему водокачка Куйбышевская — не знаю)

Надо же. Бывают странные сближения, сказал Пушкин ))

   В Краснодаре много чего посносили, что-то испохабили, что-то заброшено.

И как, есть желание спуститься в старые бомбоубежища и поняться на стены заброшенных заводов? 

   Сейчас, слава Богу, нет. Раньше — где только не носило. Но есть ещё и старые памятники.

В смысле, памятники архитектуры?)

   И памятники архитектуры — тоже.

Некоторые фотографии очень красивые. 

Передам их автору спасибо, если ты, конечно, имеешь ввиду водокачку))

Блин, я мечтаю в таком месте побывать. И Самара классно смотрится, я б тоже сфоткалась)

В любом крупном городе должны быть такие места))

А мелкий и сам может стать таким местом.

См. «города-призраки».

Самое главное, не проснуться в своём городе однажды и не осознать, что он тоже стал городом-призраком. А то получится… Я уехал в Ленинград, а приехал в Петербург))

надо поискать)

Блииин, то фото потолка, и рисунок женщины, это же просто вау *_*

Спасибо от автора) Он обрадуется, когда узнает))

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: