Флешмоб продолжается!) День 9. Любимый актёр.

Тема для меня, откровенно говоря, трудная, потому что я не отношусь к людям, которые пересматривают фиьмографии с участием того или иного актёра. Я никогда особо не интересовалась биографиями, потому что для меня дробление целой кино-картины на её закулисные дела  - не слишком ривлекательное занятие.

Поэтому герой моего поста не является самым из самых. Просто, так сказать, первый, кто приходит на ум.


Пётр Мамонов.

Из всех фильмов, в которых он снимался, я смотрела только 4. Возможно, меня оправдывает то, что в их числе дебютный для Мамонова; это картина «Игла», о которой я уже рассказывала.

Итак, я смотрела фильмы«Игла», «Игла ремикс» (эта лента на столько несамостоятельная, что её за отдельное кино можно не считать),«Пыль», «Царь» и «Остров». На каждом остановлюсь подробнее)

В «Игле» Мамонов играет мерзко-скользкого доктора, конечно же, хирурга, который держит нарко-бизнес. В квартире главной героини он организовал склад: камин завален упаковками со шприцами и соответствующими растворами. Интересно, что векторная тема иглы, которая считывается из посвящения авторов («Советсткому телевидению посвещается»), воплощена именно в этом второстепенном персонаже. Когда хирурга Артура выталкивают из комнаты, возвращая ему коробку с упаковками, он, спускаясь по лестнице, задумывает подставить главного положительного героя. Виляние, подлость за глаза и за спиной выражаются в незамысловатом танце, который герой Мамонова исполняет, спускаясь по лестнице. И этот танец перебивается кадрами из чёрно-белого детского балета какой-то, очевидно, глубокосоветской передачи.

Фильм испещрён насмешками над советским экранным миролюбием, порой достигающим верной доли абсурда. Но всё-таки венцом этого абсурда, первобытной злой точкой шизоанализа становится именно Артур  герой Мамонова. И большое спасибо актёру за такую сложную работу!

Филм«Пыль» снят в 2001 году, и здесь Мамонов снова появляется в антигуманном амплуа. Не хочется мудрить, потому что в родной википедии дана хорошая анотация на эту тему:

Пыль — это суета, в которую погружены люди. Пыль — это всеобщие заблуждения, естественная засоренность голов. Пылинки — это то, как воспринимает этих людей ученый, узнавший, как ему кажется, больше других об устройстве Вселенной. Жанр фильма «Пыль» можно охарактеризовать как фантастический реализм или же экзистенциальну драмму с элементами фантастики.

В этом фильме речь идёт о немолодом, но очень инфантильном человеке, который страдает некими умственными отклонениями. Живёт он только благодаря престарелой маме, которая будит его, раздевает, кормит и за ручку ведёт на работу. Всё бы хорошо, но вот однажды в жизни юноши появляется таинственный государственный эксперимент, профессор Пушкарь (как раз герой Мамонова) и, вместе с этим, Цель с большой буквы. Случайно подписав бумажку, Главный герой становится подопытным кроликом; попадая в камеру, он видит себя стройным и красивым, и желание повторить это ощущение его не отпускает. На этой основе герой Мамонова произносит развёрнутый монолог о том, что люди — это пыль и ничто. Отговрить ребячливого карапуза от смерти профессор Пушкарь высокопарными словами так и не смог. Он пускает умоляющего большого мальчика в камеру, где тот, действительно, рассыпается на атомы, то бишь становится той самой пылью.

Интересно, что и «Игла» и "Пыль", хоть их друг от друга и отделяют 10 лет, всё равно имеют некую общность стиля. И Мамонов становится как бы частью этой общности — и Артур, и Пушкарь сняты как-то слишком уж неканонично; во втором случае съёмка вообще производилась вручную, видимо, без каких-либо съёмочных пренадлежностей (то есть одной камерой). Поэтому картнку мотает-качает, что придаёт профессору пушкарю и самой истории реалистический окрас.

Фильмы «Царь» и «Остров» Лунгина — ягоды совсем другого поля. Это фильмы 2006 и 2009 годов выхода, а за эти годы в отечественном кинематографе многое поменялось. Поменялся и сам Мамонов — на сколько я знаю, снимаясь в фильме «Остров» экс-рокер уже принял монашеский сан. 

В«Царе» он играет, собственно, Царя

Такого же Грозного и такого же ненормального. Этот фильм, расчитанный далеко не на чувствительных людей, изобилует сценами казней, различных четвертований и прочих кровопролитий. Достаточно сказать, что в финале картны группу монахов, запертую в храме, сжигают за живо по приказу «Царя». Не знаю, как такое возможно играть, но у Мамонова получилось.

«Остров» же входит в число моих любимых. Там Мамонов предстаёт в образе юродивого монаха, который в юнности застрелил своего командиа по принуждению немцев.

Вообще, фильм скреплен из мини-историй, каждая из которых заканчивается каким-то свежим настроением — музыкальной вставкой и пейзажем (а действие происхожит где-то, видимо, на живописнейших Соловках). И все истории вертятся вокруг монаха — его отношений с прихожанами — из соседних окрестностей или из далека, с остальными жителями монастыря, и конечно, с самим собой. Последний аспект особенно важен, потому что путь к прощению самого себя — ключевая тема фильма, так виртуозно отражённая в игре Мамонова.

Обсудить у себя 2
Комментарии (4)

Вот спасибо! Редкий выбор. Тем более интересно и приятно было почитать. Как всегда написано очень талантливо, в своем стиле.

Захвалили) Спасибо большое, выьирать было, дейстивтельно, трудно))

Просто на фоне голливудских красавцев, против коих я, собссна, ничего не имею, вдруг Мамонов!  Да еще такой топик классный о нем — целая статья! Респект, респект!

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.