Звезда по имени Солнце-Хорс.

Поднесите воду к своему экрану, и она станет СВЯТОЙ!

Богу Хорсу (солнцу-младенцу Коляде) поклонялись в период между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием (с 22 декабря по 21 марта); солнцу-юноше Яриле — между весенним равноденствием и летним солнцестоянием (с 21 марта по 22 июня); солнцу-мужу Даждьбогу (Купайле) — в период между летним солнцестоянием и осенним равноденствием (с 22 июня по 23 сентября); мудрому солнцу-старику Сварогу (Световиту) — между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием (с 23 сентября по 22 декабря).

Начну с байки. Когда Виктору Цой был в юнном школьном возрасте, его родители уехали а рыбалку, оставив еу 20 рублей. Не задумавшись о том, как он будет существовать следующие ве недели, Цой купил на все 20 рублей свою первую гитару и пирожок. Пирожок оказался испорченным, и две недели Витя пролежал в больнице с отравлением, где его кормили на халяву.

От чего-то рок культура по обилию мифов и баек не уступает античной мифологии, и на мой взгляд, это не единчтсвенное, что роднит греческих Героев и Героев отечественного андеграунда 80х. Хотя если речь идёт о Цое, то уместнее проводит аналогии с другими богами совсем другого, восточного Олимпа. Потому что ни в каком другом веровании Звезде по имени Солнце не поклонялись в четырёх ипостасях.

Говорим мы о кровожадной Средиземноморской обрядовости или об агрессиных понтах панкухи, — речь пойдёт о мифологизированном мышлении, об одном из крупнейших мифов современности. Такого рода мифология лично для меня началась с фотографии на обложке журнала «Студенческий меридиан», в одном из номеров за 90е годы. 

 


 

Я прочитала интервью, и удивилась презимлённости ответов на фундаменталные вопросы, и, что самое главное — их краткостью. Обычный парень из семьи учительницы физкультуры и инженера что-то там про кочегарку — ничего особенного. Ничего, кроме портрета. Мнение поменялось псле фильма «Игла».

Фильмография Цоя насчитывает пять кино-ролей, от эпизодических до ключевых, но его персонаж в «игле» стал самоё яркой ипостасью Солнца; там — именно тот Цой, которого именуют живым во многочисленных надписях на стене в его память. Да и если возвращаться к мифологии, в этом фильме, как, например, в «Карнавале» Лиозновой, всё сошлось как-то само собой: непрофессиональный актёр в воей естественности подошёл к декорациям, выполненным в такой же «естественной» манере. Цой стал собирающим началом «иглы», несмотря на модные в то время расподобляющие приемы картины. Когда я первый раз смотрела это кино, я не знала, что жизнь актёра, мыгравшего фактически себя, не киношна, но настоящая жизнь воистину расподобляется.

Цой расходился со своей женой — Марьяной, женщиной властной и напористой. Два солнца не помещаются в одном доме; Марьяна была, скорее, мамой, чем женой. Ведь и Цой не всегда был Даждьбогом.

Он так и не получил высшего образования; учился в художественном колледже, но не смог его закончить. Однако, уже став известным, часто приезжал и дарил в приезд по картине. И вот однажды в дар было получено следующее:

Художественная среда пелеплеталась с музыкальной, а тем более в культурной столице. И первые опыты Цоя были панкушными: Палата №6, тесное общение с «Автоматическими удовлетворителями»… В личных интервью престарелые рокеуры в возрасте рассказывают, как они толпами бегали голыми, изображая безумцев, крутили дохлой уткой перед носом у мусаров… Всё это не вяжется с обликом подобострастного юноши, скромного и спокойного мальчишки-Ярило, который на какой-то любительской записи танцует во дворе, отбросив школьный портфель, и, обняв ствол дерева, перебирает на нём вооброжаемые струны. И тем не менее. Цой очень любил рещьбу по дереву, и в одном из Питерских дворов установлены большие деревянные игрушки на детских площадках. Менее известен факт о пепельнице с целым пучком отростков из половых членов — подарок Цоя одному из своих знакомых.

И всё-таки, Марьяна. Будучи старше Цоя на пару лет, она в него влюбилась, когда он находился в возрасте, стаящем различие в два года непреодолмым препятствием. Она стала его первым продюссером, организовывая квартирники для группы «кино». Она же доставала яркие костюмы для выступлений, потому что работала в театре (Да, люди Цоя не всегда были людьми в чёрном). Бывая в Москве заездами — на квартирниках Артемия Троицкого — Цой случайно познакомился с Борисом Гребенщиковым в электричке. Это знакомство стало очередной неслучайной случайностью на пути перерождения Ярилы в Даждьбога. Свой первый альбом «45» Кино записывает благодаря БГ.


Чтобы откосить от армии, Цой ложится в спихиатрическую больницу с липовым иагнозом. И хоть болезнь его была ненастоящей, лечить певца стали ещё как по-настоящему. Байки гласят, что главврач по каким-то своим причинам не хотел выпускать «мнимого больного» — то ли из любви к честносте и правде, красивому и вечному и тд, то ли из-за каких-то своих причин. Так или иначе, если бы Марьяна не ворволась к нему с трёхчасовым скандалом и истерикой, Солнце, возможно, угасло бы ещё до написания знаменитой одноимённой песни. Но скандал, а затем и выписка, состоялись; обдолбанного — в прямом смысле — Виктора вынесли из палаты, а разультатом всего этого стала песня «Транквилизатор».

Она вошла во второй альбом «46», ервый же, «45» содержал «Время есть, а денег нет», Восьмиклассницу, и, конечно, знаменитые «Алюминиевые огурцами». Огурцы — своеобразный хит, над которым ломают голову до сих пор. Мой любимый альбом — не звезда по имени Солнце — готовый, простроенный стилевой ход, а этот, бесшабашно-молодой, где на обложке, рисованной от руки, в списке участников на последней строчке так и значится: «обложка — Марьяна». 

Конечно, альбомы с коленки перестали появляться с приходом шиокой популярности. Крупные концерты, «Асса»… В «Ассе» Соловьёва Цой стал нарочито вставным персонажем, он никак не соотносится с сновной линией картины. Кстати, о финальной сцене «Ассы» тоже есть легенда. В ней Цой поёт «Перемн» в парке горького на фоне толпы с зажигалками. Соловьёв подсчитал, сколько выйдёт каждому участнику по самому скромному вознограждению, и получилась «вторая смета Ассы». Цой на это сказал, что проблема будет решена, позвонил по двум телефонам — пригласил на бесплатный концерт — и к вечеру весь парк Горького был заполнен.

Ппулярность, разъезды, всё это способствовало отдалению от жены, а Цоемания, начавшаяся после «иглы» и «группы крови» личную жизнь Цоя не наладили. Переходные моменты всегда трудны, но неизбежны; играя в «игле» Цой уходит от Марьяны, но супруги не разводятся. То ли так настаивала Марьяна, которая после замуж так ине вышла; то ли опасения Виктора за сына, воспоминани о собственном отце, 5(!) раз оставлял семью, хотя в итоге всё равно вернулся.

Приз за «Иглу» в Одессе Цой получал со своей гражданской женой, Наташей Разлоговой — девушкой из интилигентской семьи, отец которой был известным в союзе и заграницей критиком. Это было время широкой популярности, во многом устроенной Юрием Айзеншпицем. Именно он сочинил легенду о «чёрном альбоме». До сих пор трудно забыть его наигранное печальное лицо, и движения рук, когда он вынимает из портфеля касету — единственное, что уцелело на месте катасрофы — последний альбом Вктора Цоя. В действительности, материалы были записаны во Франции, и выкуплены затем Марьяной — забесценок. Цой был мягко приянят во Франции, в США его концерты не собирали широкой публики. Цой понимал и сам, что за границей у него нет будущего — об этом он сказал в интервью после просмотра фильма «игла».

Странно и снова символично, что славянского Даждьбога не приняли на Западе. И символично вот почему.

В моей голове расходится Цой — бог солнечного диска Хорс — и творчество Цоя. Потому что любой мало-мальски грамотный критик скажет, что его тексты — САМАЯ НАСТОЯЩАЯ ГРАФОМАНИЯ. Увы и ах, — я переслушивала песни, впитывала их, входила в них и ощущала как часть себя, понимая, что художественная составляющая творчества отсутствует напрочь. Я и раньше, до того, как увидела эту злощасную фотографию в журнале, слышала песни Цоя. «Железный голос робота, как это вообще можно слушать?- думала я». И как же? Почему к Цою нельзя относится равнодушно, почему Цой-уже не даждьбог, а настоящий Хорс — приковывает к себе только при помощи визуализации? Неьзя назвать искусством то, чем занимался Цой. Но разве можно найти фигуру недавней современности победоноснее и ярче?

Возможно, именно здесь перестроечный миф перетекает в античный. Корейская энергетика в славянской огранке не приглянулась на западе, в мире иной культуры. А нам, умеющим адаптироваться в любой системе и в любых координатах, рацио всегда было предпочтительно менее, чем золотая сказка.

А потом - 

«И Троя сгинула увядшим Базиликом.

Приходи время позабыть о суете,

Приходит время поразмыслить о великом».

(Монолог Кассандры, Ирина Кияшко)

Мне фигура Цоя кажется легендарной, потому что для меня он воплощает не только конец Советского строя, но и конец нашей цивилизации. Слишком закономерным и законченным мне кажется путь Ясона — от самых первых, беззаботных песен, всё чернее и дальше, в мир какого-то гредущего хаоса 90х и скрытую угрозу современых потребительских реалий до которых он не дожил и о которых не пел.

Марьяна умера от рака в 2007м. Наталья Разлогова навсегда уехала из Росси во Францию. Звезда по имени Хорс — погасла.

Обсудить у себя 3
Комментарии (21)

   В принципе, и тексты А. С. Пушкина — графоманство (!). Об этом много шумел Фаддей Булгарин: У меня-то одних романов штук 70. А помнят почему-то Пушкина… Самое высокое искусство заключается в простоте.

Тексты Пушкина графоманство? Кто вам это сказал? «Шут Фиглярин»? 

Раньше чем отписывать такие вещи, неплохо было бы доказательствами запастись? Вы литературовед?

Пушкна каждый читает исходя из своего опыта. Лично я считаю Пушкина гением; хотя, конечно, современными ему критиками творчество воспринималась слишком сниженным.

Цой — совсем другая песня)

Сразу вопрос: почему думаешь, что творчество Цоя нельзя считать искусством?

   Многоуважаемая Claire! Прошу меня извинить, но вы неверно поняли! Я считаю А. С. Пушкина Солнцем русской поэзии, ибо говорю на языке, созданном Пушкиным. Я считаю и Цоя гениальным бардом-поэтом. Я всего лишь хотел сказать, что этих людей регулярно пытаются в грязь втоптать, и не только их. Надеюсь, вы меня извините...

Извинения приняты. Многое уважение тоже.

Просто в данном случае необходимо было, как говорит мой науч.рук., уточнить формулировки.

Моё имя читается и пишется Клэр. Будем знакомы. А к вам я как могу обращаться? 

  Премного благодарен. Можете обращаться ко мне Лекс, Алекс, как вам будет угодно.

Рада знакомству )

Вот что значит популярность)) Меня нет, а тут уже споры и драки 

Clair, обычно споры о чужом таланте ни к чему не приходят. В творчестве Цоя я не вижу глубинной рефлексии языка, которое присуще поэту. Он поёт о том, что видит, и это созерцание лишено какой бы то ни было художественной составляющей. В первом альбоме, правда, видны попытки стилизации восточной поэзии и футуристические наклонности. Но дальше повторения дело не пошло.

Я написала пост, потому что фигура Цоя для меня всегда была неоднозначной. Без визуализации его творчество не вопринимается вообще. А вот когда видишь его на сцене, такого восточного, сильного и прекрасного, текст становится как бы второстепенным.

Всё его творчество для меня — это перфоманс, который, однако, никто не организовал. Он как-то сам собой появился, и при возвращении к нему сегодня своей первобытной энергетики не теряет)

Никаких драк! Все в рамках приличий ))

Насчёт Цоя и Пушкина надо мне подумать получше и побольше. Впопыхах отвечать не хочу. Возможно, напишу самостоятельный пост об этом.

  Извините, пожалуйста, все! И вы, Атлантида Юрьевич, и вы Клэйр! Просто вспомнилось, как один наш профессор, старой закалки, рассказывал: «Ну, дали мне Цоя послушать… ну, дом стоит, ну, свет горит… и что?..» А у нас тогда как раз изучали «Прогулки с Пушкиным». Я подумал: критика на том же уровне! А тут как раз не приходит докладчик о Викентие Вересаеве, собравшем различные материалы о Пушкине. Я вызвался отвечать вместо докладчика, Пушкина защитить… вышел сумбур. Как сказали: Доклад не структурирован. В общем, если Пушкин — Солнце русской поэзии, то Цой — Солнце русской рок-поэзии. Мы говорим на этом языке! Даже если он кажется очень простым.

 «Ну, дали мне Цоя послушать… ну, дом стоит, ну, свет горит… и что?..»

Согласна полностью с этим незатейливо выраженным ммнением) Лично я предпоитаю себя относить к тем, кто говорит на языке Пушкина. А не Цоя) По крайней мере, если речь идёт о поэтическом выражении)

з.ы. Вы зря извиняетесь, вы ни в чём не виноваты))

Блин читал читал, и в конце то концов то и не понял при чём тут Цой, и славяне, тем паче наши боги к коррейским ... 

   Уважаемый Виктор Царев! Вот все говорят о крови. А о душе — ни слова. Душа-то у Цоя была явно не корейская, а русская.

  Как у корейца может быть русская душа? Не наворачивайте, философ и поэт он был нехилый, отрицать не стану, но идеализировать эфиопа или китайца до понятия ,, русская душа,, не стал бы… Я думаю и он бы этого не понял… Потому как любой кореец должен гордиться тем что он кореец ...

   В принципе, вы абсолютно правы. Но есть ещё такие вещи как привычки и воспитание. Янычары, воспитанные в мусульманских семьях, не вспоминали, что они этнические славяне. А пленный японский лётчик, проживший в СССР до начала 90-х, вернулся в Японию, пожил чуть-чуть — и назад. Он был этнический японец, но Япония перестала быть «его» страной.

Всё пытаюсь отучить себ писать темно и метафорично, но вот никак не выходит. Прошу прощения за такой косячок)

Поклонение богу — это метафора поклонения Герою) А поклонялись ему славяне, а не корейцы)

   Как-то много всего сказать хотел, потом — захотел выделить суть, вышло — не очень… И то, что Цой был весьма образованным и начитанным человеком. Но — только с друзьями. Когда его спрашивали о группе, он давал развёрнутый ответ, но о себе лично отвечал либо односложно, либо — никак. Он очень интересно относился к окружающим. Например, письма поклонников он очень внимательно читал, хранил все, но не ответил ни на одно из них.

ЦОЙ БЫЛ НАЧИТАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?! Откуда така информация?)

  Есть у меня книга о Цое. Там о нём вспоминали его друзья и близкие. Так вот, этому удивился Борис Гребенщиков. Как он говорил, мальчик из простой семьи весьма неплохо разбирался в восточной философии и культуре. При нём можно было кидаться философскими терминами, рассуждать о кодексе самурая. В общем, если что — виноват БГ.

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: