Мейнстрим или hollywood - в массы!

Мейнстрим, в переводе с английского — это «главное течение» или «основной поток». Автоматически встаёт вопрос, в какой иерархии течение названо главным и по какому критерию поток называется основным. Хитрое слово «main» указывает не на качество, а на количество, ибо мейнстрим — это ни что иное, как самое популярное, самое массовое направление в искусстве, науке, в сфере идеи.

На мой взгляд, основной изъян фильма, изготовленного в рамках массового кино, заключается в усечении художественных средств до строго регламентированного минимума, а там, где свобода в значении вседозволенности исчезает, исчезает и возможность рождения искусства. На досуге я решила подумать над тем, каковы характерные черты современного мейнстримного кино, и у меня их получилось 8.


 

Однотипность сюжетного каркаса. Начать стоит с того, что массовое кино, по причине своей массовости, существует в условии огромных денежных потоков. На производство фильма тратятся деньги, с производства деньги получается — киноиндустрия. Поэтому любой массовый фильм должен быть экономически благонадёжным: не человек, а деньги пишут его сюжет. Голливудские фильмы снимаются по строгой сетке, в которую вписано энное количество кульминаций. Именно поэтому в кинотеатре, при просмотре абсолютно любого боевика может мелькнуть мысль, что на прошлой неделе ты смотрел как будто бы то же самое — только с другими декорациями, с другими актёрами, даи с сюжетом, вроде бы другим… Вследствие этого голливудские фильмы на 98-99% соответствуют сценарию. Для справки, некоторые экземпляры советских кинолент соответствовали сценарию всего на 30(!)%.

Зашкаливающее количество кульминаций. Из вышеизложенного вытекает, что сценарий, костяк фильма, держится на строгом ряде кульминаций. Кульминация — это точка закипания противоречий, то есть такой момент, когда противоборствующие силы уже не в состоянии сдерживаться. Это может быть вражда в приключенческом фильме и боевике, или противоборство внутри героя (например, в мелодраме). Чаще, режиссёры стараются совместить. К кульминации ведёт завязка, накаляющая градус сюжета. В самом факте постановки кульминации нет ничего особенного — это движущий механизм художественного произведения, его драматургии. Но одно дело — тонкие искания и мучительные противоречия героя, другое  - Большой Бам, выдающий себя за эти самые тонкие искания. Зрелищность — ключевое слово для понимания нехитрой стилистики современного массового кино, а зрелищность, как правило, злоупотребляет количеством кульминаций. И их качеством.

Обилие педалей. Педалирование — это выдвижение на первый план яркого объекта, вызывающего у человека крайние эмоции. Ну какой нормальный человек не заплачет, увидев труп главного героя, павшего смертью храбрых? А если его ещё подсветить соответствующим образом и музыку включить… Про педаль можно сказать то же самое, что и про кульминацию. Этим приёмом пользовались и Толстой, и Достоевский, но одно дело — гармонично включить в ткань произведения, другое — резко нажать в строго отведённом для этого по сюжету месте. После такой педали хочется не задуматься, а помыться.

Музыка, подменяющая реальные впечатления. Часто бывает так, что, выходя из зала кинотеатра, в голове остаётся только музыка, которую хочется переслушать и скачать, как только дойдёшь до дома. Но если у вас есть музыкальное образование, то вы, конечно, имеете представление о таком предмете, как гармония, который доказывает, что благозвучная мелодия — не божественное откровение, а определённая комбинация — одна из тысячи. Мне доводилось таким образом сочинять музыку с одним своим знакомым импровизатором: я нажимала клавишу пианино, а он говорил, какие идут к этой «в комплекте». Напрашивается закономерный вывод: талантливому музыканту не составляет труда написать благозвучный инструментал к той или иной картине. А ведь именно музыка во многом скрывает недостатки фильма, заставляя нас заплакать там, где это нужно, или, наоборот, радостно почувствовать прилив сил.

Цветовая гамма фильма. Здесь всё довольно просто: массовое кино не продемонстрирует игры с цветом, последовательно выстраивая картину в одной и той же гамме: красно-чёрной, если это фильм о войне

 

и розовой, если это мелодрама. Существует мнение, что в России жёсткий дефицит с умельцами по части работы с цветом. Ведь художник, а тем более, художник в условии движущегося полотна, товар штучный. И похоже, не такой уж востребованный в российском кинематографе.

Операторская работа, использующая шаблоны. Тема, очень похожая на предыдущую: в массовом кино вы увидите эксперимент со съёмкой только в том случае, если это гарантированно поднимет прибыль, т.е. увеличит параметр зрелищности картины. В остальном, камера будет приближаться к лицу крупным планом в сцене откровения и печального признания, а любовное объйснение персонажей покажут, перемещая камеру с лица героини, когда в кадр будет попадать часть затылка её возлюбленного, на люцо самого этого возлюбленного.

Анахронизмы. Анахронизм — это смещённый относительно существующего ход времени. В совсем уж плохих фильмах дело доходит до смешного: героям остаётся пятнадцать минут до спасения мира, и они, действуя дольше пятнадцати минут реального, не киношного времени, по сюжету всё равно успевают. При этом, «обратный отсчёт» не учитывает дополнительных передвижений и действий, не попадающих в камеру, но занимающих у героев гораздо больше, нежели не только 15, а то и 30 минут. Яркий пример — фильм 2012, где герои долго кого-то спасали, чтобы затащить его на спасительный ковчег. Видимо, время этого фильма, как и похожих на него, длится по каким-то космическим, не земным меркам.

Игра актёров. Лично меня всегда интересовал вопрос, как могут вызывать человеческое участие кирпичнообразные лица Ангела из «Легиона» или небогатое эмоциями мордочка Беллы Свон из «сумерек». Перегиб может быть и в другую сторону: в сторону чрезмерной эмоциональности, которая может быть избыточной. Есть ещё одна обидная тенденция: голливудские типы отношений между людьми, близкие к естественному менталитету американцев, у нас копируются. И невзыскательный русский зритель не задумывается о том, что шаблон «давай поговорим» в мелодраме и прочие такого рода способы завершения кульминации в фильме о любви — калька с иноязычной ментальности, уходящая в глубь идеалов и ценностей, абсолютно не свойственных нашей России-матушке.


Выигрышнее всего в стилистику мейнстрима вписывается комедия, потому что с «несерьёзного» традиционно спрос не так велик. Хотя, конечно, путь юмора не может считаться ущербным. Как бы там ни было, разговоры об искусстве — это самые трудные разговоры вообще, потому что ещё никто доподлинно не смог дать ему точного определения. Может ли новое слово возникнуть в ряду тысячи банальны потерявшихся слов? Вопрос в отношении кино-мейнстрима стоит оставить открытым. а пока он открыт, желаю вам не оказаться смытыми в канализационную трубу — вместе с «основным» потоком.

Обсудить у себя 7
Комментарии (15)

Интересно и ёмко описано!)

Но насчёт музыки я бы поспорила)). По-настоящему сильных саундтреков, которые бы «мутили сознание» до такой степени, чтобы примтивная киношка показалась гениальной, крайне мало. Чаще всего ты слышишь какой-то симпатичный наигрыш, но он воспринимается просто как дополнение к фильму, а не как часть этого фильма, и фильм нисколько от этого не выигрывает. Хотя, возможно, это просто особенность лично моего восприятия.Чтобы спасти фильм нужно именно «божественное откровение», от которого мурашки по коже (но такого в современном кинематографе практически не встретишь)).

Возможно ты и права, я ведь не все мейнстримные фильмы смторела Когда писала, на ум пришла картина «Последнее воскресенье» — про последние дни жизни Толстого(Германия, Англия, Россия). Сам фильм — просто плевок в сторону нашей культуры; всё равно, что «война и мир» в пастельных тонах, снятая международными усилиями пару лет назад… Так вот, фильм про Толстого вытягивает во многом именно музыка. Я даже скачала её и переслушивала. Хотя она была написана именно для пасторальных оттенков (только что посмотрела: русский автор!)

Тут она первая в списке)

Спасибо! Послушаю чуть позже (сейчас пока не могу «уши» подключить). Я вообще мало что смотрела. Просто за последние годы не помню ни одного «пробравшего» саундтрека)).

Вот разве что… «Парфюмер». Вот там как раз тот случай, когда музыка даёт + 100 очков фильму. Я и фильма-то толком не помню, а от музыки до сих пор в дрожь бросает (когда иной раз переслушиваю). Правда, там не благозвучная мелодия. Скорее гармония, едва проступающая сквозь хаос, но Бог мой (!), как она действует! Хотя это, конечно, тоже субъективная оценка).

Я смотрела «Парфюмера» тааак давно, но саунтрек не запомнился совсем. Кстати, фильм тоже не сказать, что очень уж удачный (на мой субъективный взгляд, конечно). Очень многое выпустили из книги (я имею ввиду не сюжетные линии, а идейную сторону романа).

Я одно время очень активно смотрела русское «авторское» кино, поэтому какое-то маленькое представление имею только о нём. Зарубежные фильмы вне мейнстрима мне как-то не попадались. Но, наверное, они есть))

Вот и представь себе, насколько разное восприятие — ты его не запомнила, а я только его и помню))).

Ещё вот вспомнила хороший сайндтрек был в «Мастере и Маргарите». Опять же, фильм оценивать не буду (тем более, что это сериал, который я в полглаза смотрела), но музыку я помню… Потрясающая. Хотя я с ней мистики огребла по полной)))).

Ой, вот тут с тобой согласна, я её тоже слышу как сейчас)

У меня этот роман одно время вызывал особенный интерес (наверное, в силу того, что я — тезка главной героини), и его экранизации, соответственно. В нашем сериале только один изъян — на него пожалели денег. Нверное, редкий случай, когда убогие спецефекты убивают атмосферность.

Ну мне сложно судить про сам сериал, ибо смотрела изредка и вскользь, и помню мало. Но музыка… !)

Спасибо за пост, очень интересно было его читать и я с ним согласна) Сейчас индустрия кино — это не искусство, а именно индустрия, нацеленная на получение прибыли. Поэтому в свое время принципиально искала и смотрела только малобюджетные фильмы иногда и озвучки то у них даже не было, но и там, увы, не всегда можно найти что-то стоящее)

Я выше написал Кошке, что только русское кино смотрю в основном. Поэтому проблем с озвучкой у меня никогда не было)) Может, посоветуешь что-нибудь из иностранного кино? На твой вкус?)

Видимо, про финансовую сторону мейнстрима — мы солиарны)

Однако. бюджета (хотя оговаривается, что не каждый высокобюджетный фильм оказывается стоящим). Я до сих пор не знаю, можно ли с ней согласиться.

Ооох, не люблю я советовать, если честно, потому что редко с кем-то вкусы совпадают у меня))) Еще и большой вопрос — чтобы тебе было интересно)

Это точно)))

Скажем так «стоящий фильм может быть выкобюджетным, но не каждый высокобюджетный будет стоящим»))) 

я вот не понимаю нападок на мейнстрим. мейнстрим — это кино для отдыха, для расслабона, когда не хочется думать, а хочется посмеяться или поплакать. Это плохо? нет. Да эти фильмы простые, шаблонные и т.д. но они и должны такими быть. Это лубок, который выполняет свою функцию.

Имхо, если и есть какие-то проблемы с кино, то они с мейнстримом, а с т.н. «авторским» кино (я его укропом называю с укрой не сязано), когда снимается откровенная чернуха с мучительным выдавливанием какой-то мега мысли, которой и не пахнет. А пахнет чудовищной скукотой. Но, блин, если тебе нравятся отлично снятые Ёлки и свсем не нравится очередная бурдень очередного «автора» вроде «Скорой помощи», то ты «ничего не понимаешь в кино». 

Воу-воу-воу!))

Откуда столько агресси? Каждый смотрит то, что ему нравится. Разве я запрещаю лично тебе смотреть ёлки?)

никакой агрессии, просто позиция по теме. не знаю, чо вы меня все время в наездах каких-то подозреваете на пустом месте? ваш же пост ко всем обращен? и мой ответ не лично вам

Ок) Извиняюсь, если я чем-то обидела.)

Твоя позиция мне ясна; я слышала похожее мнение от некоторых своих знакомых. Это и закономерно: ведь если бы её не было, не было бы и поста.

да нет, ничем не обидели) но вы только чтоподтвердили, что все, что я писала выше и к вам подходит.

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети: